Полтавский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Список МО > Администрация Полтавского муниципального района > Администрация Полтавского муниципального района > Официальные выступления

15 декабря на заседании Совета глав при Губернаторе Омской области выступил Глава Полтавского муниципального района А.В. Милашенко по теме:"О роли органов местного самоуправления в решении вопросов дошкольного образования и кадрового обеспечения"

 

  Деятельность системы образования района направлена на реализацию приоритетного национального проекта "Образование", комплексного проекта модернизации образования, национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", т.е. создание условий для максимально полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, создания равных возможностей доступного качественного образования всеми гражданами. Для этого осуществлялись комплексные структурные, функциональные изменения, разрабатывались различные целевые программы, применялись комбинированные схемы финансирования, проводилась концентрация материальных и финансовых ресурсов.
  Еще пять лет назад в Полтавском муниципальном районе функционировали 39 общеобразовательных учреждений. На настоящий момент их 24. Ликвидированы 3 малокомплектные сельские школы и реорганизованы путем присоединения 12 .
  Названные мероприятия позволили увеличить наполняемость классов, снизить затраты на заработную плату педагогов и коммунальные платежи в расчете на одного учащегося, снизить не эффективные расходы в 2009 году на 8,5 млн.руб и направить высвободившиеся средства на улучшение условий и повышение уровня безопасности реорганизованных образовательных учреждений.
  За время реализации образовательных проектов произошли значительные финансовые вливания в развитие системы образования Полтавского района. Это более 25 миллионов рублей, что позволило повысить уровень безопасности образовательных учреждений: в 100% общеобразовательных школ района установлена автоматическая пожарная сигнализация, проведены мероприятия по замене пожароопасных материалов в отделке на рекомендуемые Госпожнадзором. В образовательных учреждениях, где имеется устойчивая телефонная связь, установлены кнопки тревожной сигнализации
Помня, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, данное направление мы считают ключевым в развитии общего образования. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Потому что только здоровый ребенок способен полноценно учиться, а впоследствии и трудиться.
При установлении требований к условиям реализации образовательных программ большое внимание уделяется качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников.
  В 21 образовательном учреждении проводится третий час физической культуры. Для привлечения детей к занятиям спорта в общеобразовательных школах работают спортивные секции, дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности осуществляет детско-юношеская спортивная школа. С декабря 2009 года МОУ "Краснопутиловская основная общеобразовательная школа" является участником регионального инновационного комплекса в образовании "Школа – территория здоровья". Традиционно в районе проводится зимняя и летняя спартакиада школьников, спортивно-оздоровительный фестиваль «Президентские состязания».
  В 3 дошкольных образовательных учреждениях, 5 общеобразовательных учреждениях имеются лицензированные медицинские кабинеты. Медицинское обслуживание детей, учащихся других образовательных учреждений осуществляется медработниками ФАПов и лабораториями.
  Школьное питание является одним из приоритетов в решении проблем охраны здоровья детей на государственном уровне. Всего организованным питанием охвачено 99% учащихся, горячим – 97,8%. Сумма средств, затраченных из районного бюджета на организацию горячего питания в 2009 году, около 1,3 млн.руб. Средняя стоимость завтрака по району составляет 9 рублей 15 копеек. Процент удешевления питания за счет выращивание продукции на школьных учебно-опытных участках - 35. Во всех общеобразовательных учреждениях имеются овощехранилища, погреба, подвалы, учебно-опытные участки, в каждом образовательном учреждении имеется земля. Дополнительно для выращивания овощей школы арендуется в СПК – 2,8 га земли.
  Район является участником Федерального проекта по совершенствованию системы школьного питания, благодаря которому в 3 образовательных учреждениях поставлено новое холодильное, технологическое оборудование. Значительно укреплена база пищеблоков образовательных учреждений.
Решение проблемы инновационного развития современной школы невозможно без совершенствования учительского потенциала.
  Показатель укомплектованности образовательных учреждений педагогическими кадрами за последние годы является стабильным и составляет 99%. В районе трудятся 12 педагогических династий, причем некоторые из них - педагоги в третьем поколении, чей семейный педагогический стаж насчитывает более 200 лет.
  За последние три года наблюдается положительная динамика роста количества молодых специалистов, окончивших высшие и средние учреждения профессионального образования и приступивших к работе в муниципальных учреждениях образования района. За последние 5 лет в образовательных учреждениях района принято 82 молодых специалиста, из них 22 человека принято в 2009 году. 69 % закрепляемость молодых специалистов в ОУ района. 88 тыс. рублей подъёмных средств выплачено молодым педагогам из районного бюджета. В 2009 году в р.п.Полтавка было открыто общежитие для работников образования.
  На сегодняшний день доля молодых специалистов в общей численности педагогических работников образовательных учреждений около 25%.
  По-прежнему остается актуальной проблема старения кадров. Количество педагогических работников пенсионного возраста по сравнению с прошлым годом снизилось в 2,3 раза.

  В целях повышения квалификации педагогов, способных работать в новых условиях, в районе создано бюджетное учреждения «Информационно-методический центр». На его базе по программе «Пользователь персонального компьютера» прошли обучение все педагоги района. На сегодняшний день 64% педагогов района имеют высшую и первую квалификационные категории, 10 стали победителями конкурса лучших учителей России, два педагога стали лауреатами седьмого Всероссийского конкурса лучших учителей естественно-научного цикла в номинациях «Молодой учитель» и «Наставник будущих ученых». В районе традиционно проводятся профессиональные конкурсы («Учитель года», «Воспитатель года», впервые проведен муниципальный конкурс для молодых педагогов «Дебют-2010»), укрепляющие престиж профессии учителя и руководителя ОУ. Транслирование передового педагогического опыта также является одной из форм повышения профессионального мастерства педагогов. За эти годы победителями и лауреатами ПНПО проведено более 100 различных мероприятий, таких как: семинары, мастер-классы, консультации, открытые уроки и др.
Все это способствует тому, что:
-возросла доля учащихся, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям;
- повысилось качество образования;
-100% выпускников 11 классов получили аттестаты о среднем (полном) образовании;
-6 учащихся школ района вошли в число победителей Всероссийских олимпиад и конкурсов;
-снизилось количество правонарушений и преступлений, совершенных учащимися общеобразовательных школ;
-4 школы и один детский сад стали победителями конкурса учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;
-удовлетворенность населения района качеством образовательных услуг составила 97,5 %.
Педагоги являются активными общественниками на селе. В октябре 2010 года педагог-организатор МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа» избран главой Красногорского сельского поселения. Два руководителя образовательных учреждений являются депутатами Совета Полтавского муниципального района. 15 педагогов избраны депутатами городского и сельских поселений Полтавского МР.
Особое внимание органами местного самоуправления уделяется обеспечению доступности дошкольного образования, его качества, организации и финансированию мероприятий. В районе сохранена сеть дошкольных учреждений . 14 ДОУ посещают 758 детей.
  Для обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных слоев населения не охваченных услугами дошкольного образования, на базе 8 начальных школ открыты консультативные пункты, в 17 образовательных учреждениях - группы предшкольной подготовки. С 1 октября 2010г. на базе МОУ ДОД «Дом детского творчества» функционирует «Центр педагогического сопровождения раннего семейного воспитания», который посещают 19 детей и их родителей.
   Т.о. разными формами дошкольного образования по состоянию на 1 декабря 2010 года охвачены 978 детей в возрасте от 1.5-7 лет, что составляет 73% от количества детей данного возраста, охват предшкольной подготовкой детей 5-7лет 100%.
В течение 2009-2010 года принимались меры по созданию дополнительных мест для детей в дошкольных учреждениях прежде всего за счет рационального и эффективного использования площадей действующих дошкольных учреждений, расширения возможности других образовательных учреждений. В функционирующих ДОУ с сентября 2009 по декабрь 2010 года дополнительно открыты 4 группы. На 01.12.2010 г. очереди в дошкольные учреждения района нет.
Перспектива рождаемости в районе остается на прежнем уровне.
В части обеспечения финансовой доступности дошкольного образования для различных категорий населения особое внимание уделяется социальной защите детей, посещающих ДОУ. Размер родительской платы в дошкольных учреждениях Полтавского района в среднем составляет 42,5 рубля в день, что не превышает 20 % затрат на содержание ребенка в ДОУ.
В целях материальной поддержки воспитания детей дошкольного возраста, осуществляются выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском саду. В 2010 году получателями компенсации стали 758 человек.
  На обеспечение развития системы дошкольного образования и повышения качества образования воспитанников была направлена программа развития муниципальной системы дошкольного образования на 2007-2010 годы. Для реализации намеченных мероприятий этой программы, в 2007г. из местного бюджета было выделено около миллиона рублей. В 2010г. на содержание дошкольного образования было выделено около двадцати миллионов рублей.
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях строится на основе комплексных общеобразовательных программ.
  В районе целенаправленно ведется экспериментальная работа по апробации новых педагогических технологий, содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях. МОУ «Полтавский лицей», имеет статус федеральной экспериментальной площадки, МДОУ "Полтавский детский сад "Родничок" статус региональной экспериментальной площадки по внедрению программы "Развитие". В 2009 году этот детский сад стал победителем конкурсного отбора образовательных учреждений дошкольного образования Омской области, внедряющих инновационные образовательные программы и получил Грант в размере 300 000 руб.
На протяжение последних лет наблюдается увеличение охвата дошкольников дополнительным образованием. В детских садах функционирует 25 кружков с общим охватом 299 детей, занятия в которых проводят воспитатели, музыкальные руководители, педагоги Дома детского творчества, Детско- юношеской спортивной школы.
  Питание детей в ДОУ организовано в соответствии с примерным цикличным меню. Для обеспечения физиологической потребности в витаминах предусматривается обязательное проведение искусственной витаминизации третьих блюд.
Однако, имеются существенные проблемы, которые не позволяют детским садам в достаточной мере обеспечить учебно-воспитательный процесс – недостаточная материально-техническая база ДОУ: изношено устаревшее оборудование на пищеблоках, часть дошкольных учреждений не канализированы, отсутствуют прогулочные площадки, спортивные залы и т.д. Частично эти проблемы решаются на муниципальном уровне, но не все нам под силу. Нужна поддержка на федеральном, региональном уровнях.
  Считаю, что главным результатом участия в реализации образовательных проектов являются кардинальные позитивные изменения в системе общего образования и повышение удовлетворенности населения качеством предоставляемых образовательных услуг.
 

версия для печати